museum
Виртуальный
КОЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
экспериментальная лаборатория в виртуальном пространстве предусматривает собрание объектов различных музейных коллекций - этнографических, краеведческих, исторических артефактов. Это виртуальная платформа в котором могут выработать стратегию и методы изучения исчезающих следов кочевых культур. Это одновременно возможность популяризировать имеющиеся концепты, создавая точку сборки цивилизационной целостности мировоззрения кочевых народов.
иртуальный музей кочевых культур
В
a short story about the museum
Gallery
our art gallery
The existing problem
Технологии не стоят на месте — и этим надо пользоваться. Еще десять лет назад для того, чтобы увидеть шедевры мировой живописи, выставленные в Лувре, Гуггенхайме и Национальной галерее, нужно было лететь за тысячи километров от дома. Теперь же достаточно скачать приложение, с помощью которого можно устроить себе полноценную экскурсию по залам крупнейших музеев мира.



Курган V века до н.э. в районе Меги и Розбакиева один из хорошо сохранившихся памятников железного века
Курган V века до н.э. в районе ТЭЦ-2 и мусорная свалка на его вершине
В 2015 году эти земли были выведены из списка памятников истории и культуры. Сейчас они находятся в частной собственности.
1
визуальные принципы представления артефактов
В период карантинных мер пандемии 2020 г. появились новые формы взаимодействия с посетителями музеев, собранные в одном справочном сайте Needguide.ru - сервис для туристов по всем виртуальным турам в музеях мира. Искусство всегда вдохновляет, напоминает о разнообразии культур мира и художественной красоте, которые собраны в известных уникальныхкак место собрания так и самих экспозиций с экспонатами как Лувр, Прадо и Эрмитаж. Более скромные музейные площадки краевых, областных и городских уровней открывают виртуальные туры по своим коллекциям, предлагая планы залов и описание артефактов и произведений искусства. Если обратиться к музейной работе в Казахстане, то в советский период это направление было политизировано, начиная с 1918 г. с созданием Всероссийской коллегии по охране памятников старины. Так, старейшими музеями с 19 века являются Оренбургский и Семипалатинский и Семиречинский (Верненский) или станичный музей Семиреченского казачьего войска, - музеи, содержащие коллекции самобытной культуры казахского народа. Современный этап позволил создать коллекции, зафиксировавшие уходящую этнографическую реальность кочевой культуры казахов. В разделах музеев содержаться направления экспонирования по видам деятельности: скотоводство, орошаемое земледелие, собирательство, торговля, различные ремесла, обработка кости, камня, ковроткачество, ювелирные изделия, одежда, меховые изделия, устройство жилища, внутреннее убранство, предметных мир, т.е. все, что связанно с материальным миром казахов. Подобная деятельность упирается в комплектование коллекций, демонстрация которых устаревает каждые 10 лет. Виртуальные музеи лишены такой проблемы, что подразумевает развитие виртуальной реальности (VR) и может воссоздавать формы демонстрации духовной жизни народа, его мировоззрение, пространственные концепты, фольклор и т.д. В течение трех десятилетий наблюдается непрерывное развитие виртуальной реальности (VR) в разных областях знаний, что позволяет создавать новые среды, имитирующие реальный мир, моделировать психофизические состояния, уникальные и сложные пространственные субъект-объектные ситуации, создавать взаимодействия контроля и визуализации в образовательном процессе или сцены, которые сложно воссоздать в физическом мире, как например, в криминалистике или в герменевтических научных исследованиях.
САКСКАЯ КУЛЬТУРА В КАЗАХСТАНЕ
Берельский период
Иссыкские курганы
Шиликтинской долины
археологическая культура
visitor feedback
Самое древнее на земле Казахстана царское погребение эпохи раннего железа относится к VIII в. до н.э.
Сакские памятники встречаются на берегах рек Сырдарья, Талас, Шу, Или, в предгорьях Алатау, на территории Кыргызстана.
Самое большое количество курганных могильников, периода раннего железа соредоточена в районах зимних пастбищ.
Ученые считают, что археологические памятники саков Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай были не просто местами захоронения царей, знатных вождей, а священными местами, где совершались массовые ритуальные обряды и молитвы.
Иссыкские курганы («Золотой человек»)
Чирик-Рабат
Иссыкские курганы расположены в 50 км к востоку от Алматы, на равнине у подножья гор Алатау.
Могильник состоит из более 40 курганов.
«Золотой человек» найден в 1969 г. К. А. Акишевым в Иссыкском кургане.
Курган сооружен в V - IV вв. д.н.э.
Его диаметр 60 м, а высота 6 м.
К началу XXI века было сделано немало открытий и в других районах Казахстана. Первым был, действительно, золотой человек из кургана Иссык. Его обнаружению помог случай. Возле города Иссык строили автобазу. Так как на месте стройки были курганы, нужно было разрешение археологов. Ученые еще раньше исследовали эти места и нашли разграбленное захоронение. Говорят, они уже разрешили технике работать, но вдруг бульдозер снял слой земли, и под ним обнаружился вход в не замеченную прежде погребальную камеру. В ней нашли скелет юноши 17-18 лет, усыпанный золотыми бляшками. Череп пострадал при раскопках, а потом и вовсе был утерян. Ученые говорят, что если бы был череп и хотя бы один зуб, это был бы убедительный материал для генетической экспертизы, и мы бы точно знали пол, национальность, цвет глаз, волос, причину смерти. А пока обо всем этом можно только гадать.
В кургане найдено два захоронения центральное и боковое (южное).
Центральное было разграблено.
По определению антропологов, похороненный в Иссыкском кургане молодой человек - царевич 17-18 лет.
Одежда «Золотого человека» из сакского кургана украшена золотыми изделиями, которых более 4 тысяч.
Доказательством того, что сакам была известна письменность, является найденная в Иссыкском кургане надпись из 26 знаков, нанесенная на серебряную чашу.
Ученый-археолог К. Акишев считает, что эти знаки являются доказательством того, что сакам была известна письменность.
Перстни считались символами царской власти.
Иссыкские курганы («Золотой человек»)
Чирик-Рабат
археологическая культура
Иссыкские курганы расположены в 50 км к востоку от Алматы, на равнине у подножья гор Алатау.
Могильник состоит из более 40 курганов.
«Золотой человек» найден в 1969 г. К. А. Акишевым в Иссыкском кургане.
Курган сооружен в V - IV вв. д.н.э.
Его диаметр 60 м, а высота 6 м.
К началу XXI века было сделано немало открытий и в других районах Казахстана. Первым был, действительно, золотой человек из кургана Иссык. Его обнаружению помог случай. Возле города Иссык строили автобазу. Так как на месте стройки были курганы, нужно было разрешение археологов. Ученые еще раньше исследовали эти места и нашли разграбленное захоронение. Говорят, они уже разрешили технике работать, но вдруг бульдозер снял слой земли, и под ним обнаружился вход в не замеченную прежде погребальную камеру. В ней нашли скелет юноши 17-18 лет, усыпанный золотыми бляшками. Череп пострадал при раскопках, а потом и вовсе был утерян. Ученые говорят, что если бы был череп и хотя бы один зуб, это был бы убедительный материал для генетической экспертизы, и мы бы точно знали пол, национальность, цвет глаз, волос, причину смерти. А пока обо всем этом можно только гадать.
В кургане найдено два захоронения центральное и боковое (южное).
Центральное было разграблено.
По определению антропологов, похороненный в Иссыкском кургане молодой человек - царевич 17-18 лет.
Одежда «Золотого человека» из сакского кургана украшена золотыми изделиями, которых более 4 тысяч.
Доказательством того, что сакам была известна письменность, является найденная в Иссыкском кургане надпись из 26 знаков, нанесенная на серебряную чашу.
Ученый-археолог К. Акишев считает, что эти знаки являются доказательством того, что сакам была известна письменность.
Перстни считались символами царской власти.
Открытие иссыкского кургана обычно связывают с именем Кемаля Акишева. Он был в то время заведующим отдела археологии в Институте истории, археологии и этнографии при Академии наук КазССР. Кстати, экспедиция под его руководством работала и в окрестностях Степногорска. Об этом можно узнать, пройдя по ссылке. Но возле Иссыка вел раскопки начальник иссыкского археологического отряда Бекмуханбет Нурмуханбетов.
Потом посчитали, что в могиле было больше 4 000 золотых предметов. Там был меч, скифский кинжал, серебряная чаша, украшенная неизвестными письменами. Есть разные версии о том, на каком языке сделана надпись: на одном из иранских наречий или древнетюркском. Были попытки расшифровать ее, но на одна не признана наукой. Первую версию предложил Олжас Сулейменов который прочел текст справа налево. Вот что у него получилось: «СЫН ХАНА В ДВАДЦАТЬ ТРИ (ГОДА) УМЕР. ИМЯ И СЛАВА (НАРОДА) ИССЯКЛИ». Чашу относят к V веку до н.э.
Берельский период Восточного Казахстана
Период V-IV вв. до н.э. в Восточном Казахстане носит название берельский период.
Берельский могильник состоит из 40 курганов, находится в Катон-Карагайском районе.
Высота самого большого из них 9 метров.
В Большом Берельском кургане, кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей.
Лошади были захоронены вместе с седлами и сбруей, будто сопровождая хозяина в поход.
Они лежали по 4 лошади в 4 ряда.
В малых курганах Береля были найдены захоронения людей в саркофагах.
Одна из особенностей берельской культуры - наличие большого количества глиняной посуды с суживающимся верхом, типа кувшина.

Надо сказать, открытия первых курганов на территории Казахстана началась еще в середине XIX века. Тогда исследованием Алтая занялся замечательный человек — Василий Васильевич Радлов. Настоящее его имя было Фридрих Вильгельм Радлофф. Учась в Берлинском университете, он увлекся востоком, а конкретнее, кочевыми народами степи. Ради этого он выучил русский язык, приехал в Петербург, мечтая принять участие к научной экспедиции. Но ему предложили занять должность учителя немецкого и латинского языка в Барнаульском горном училище.Подумать только — известная в научных кругах Германии личность, преподает мальчишкам языки в захолустном русском городе. Каким надо быть энтузиастом, чтоб радоваться такому назначению! Правда, он поставил условие, что во время летних каникул ему будет предоставлена возможность путешествовать по Алтаю. Для этой цели от правительства России ему было выделено 700 рублей в год. Дневники путешествий Радлова по Алтаю читаются как увлекательный роман. Описание природы сменяется рассказом о нравах местных жителей. Взгляд Радлова удивительно доброжелателен. В его отзывах нет снисходительности и высокомерия. Он будет записывать легенды алтайских казахов, присутствовать при камлании шаманов. Кроме исследований языка и фольклора Василий Васильевич будет заниматься археологическими раскопками.
Курган №11
В 1998-1999 гг. археологическая экспедиция З. Самашева произвела раскопки в слое вечной мерзлоты и изучила курган №11.
Курган имел овальную форму, а верхняя часть сползла вниз.
Перекрытие могилы было забито бронзовыми гвоздями.
Найдены позолоченные грифоны - фантастические животные, изображенные в полете, размером около 15 см.
Найдено погребение мужчины, лет 45, и женщины пожилого возраста. Захороненные были одеты в дорогую роскошную одежду.
Ученые методом радиологического анализа установили, что захоронение было произведено в 294 г. до н. э.
В кургане также были найдены останки 13 лошадей.
На черепах лошадей были обнаружены кожаные маски, украшенные рогами горного козла.
Одна из масок была сделана в образе зверя-кошки, с птичьем клювом, завихренным рогом, с крыльями (изображения самрука - сказочного персонажа).
Изучив содержимое желудков, травы, которыми питались лошади, пришли к выводу, что они были привезены из разных мест и содержали эфирные масла, которые не дали мертвым лошадям разложиться. Древние жители умели бальзамировать покойников и помещали их в искусственный лед (ледяной конденсат, температура до минус 4 градусов). Золотые предметы и инкрустированные камни относится к VII в. до н.э.
Древние ювелиры использовали полихромный стиль.
Золотые пластинки украшали зернью.
В 1865 году Радлов открыл курган № 1, названый «Большим Берельским курганом». Там было обнаружено захоронение знатного мужчины. В той же могиле были похоронены 17 лошадей.
Потом в 1929 году экспедицией академика С. И. Руденко недалеко от Береля были обнаружены усыпальницы пазырыкских вождей. Могильники Пазырыка относят к V-IV вв. до н. э. Находки, обнаруженные там, были уникальны, потому что сохранились не только скелеты, посуда и металлические изделия, но и такни, фрагменты кожи. Высокая сохранность стала возможна благодаря тому, что древние люди владели умением создавать в могильниках вечную мерзлоту. Во врем раскопок археологи смогли проследить, как они это делали. Могилу, где в выдолбленной колоде лежал умерший, сверху закрывали берестяными полотнами, ветками, заваливали стволами лиственницы до верха ямы, потом засыпали землей, а сверху наваливали камни. Вода, проникавшая в могилу, превращалась в лед и благодаря теплоизоляционным слоям он не таял. Во время раскопок археологи поначалу лили кипяток, чтоб растопить его.
Археологи обнаружили сохранившиеся гобелены и войлочные ковры, на которых изображались люди и сказочные звери, например, крылатое существо с головой человека, рогами и оленя и туловищем льва, седельные покрышки, украшенные аппликацией Сохранилась даже татуировка, нанесенная на тело вождя с изображением фантастических существ (см. ил.). Благодаря этим раскопкам мы знаем, как одевались люди древнего Алтая. Женщины носили кожаные шубы на беличьем меху, мужчины — штаны, сшитые из кусочков кожи, меховые или войлочные кафтаны, кожаные сапоги на мягкой подошве.
Все находки хранятся в Эрмитаже.
С тех пор раскопки на Алтае велись постоянно. Всемирно известным комплекс захоронений на Алтае близ села Берел стал в 1999-99 годах, когда археологи Казахстана под руководством Зейноллы Самашева изучали Берельский курган №11. Чем удивительны алтайские курганы? Люди, жившие там в 5-4 веках до н.э., умели в могилах искусственно создавать вечную мерзлоту, поэтому предметы, найденные там, очень хорошо сохранились, причем, не только металлические, но и деревянные. Так, до нас дошли позолоченные рога из дерева, которым были украшены головы лошадей. В некоторых могилах сохранились не только кости скелета, но и фрагменты кожи. Ученые даже смогли понять, чем питались кони. Они восстановили их внешний вид.
«Царские» курганы Шиликтинской долины
В Восточном Казахстане, в частности, на территории Зайсанского района, имеются грандиозные «царские» курганы эпохи раннего железа, место их наибольшего скопления Шиликтинская долина. Шиликтинский могильник состоит из 51 кургана.
По размерам они большие и средние; Большие курганы диаметр 100 м, высота 8-10 м.
В общей сложности в Зайсанском районе расположено около 200 крупных курганов.
Из них 50 наиболее грандиозных носят название «царские».
Шиликтинские памятники впервые исследовал профессор С.Черников в 1960 г.
В предгорьях Тарбагатая нашли памятники, схожие с памятниками уйсунской культуры Жетысу.
В III-I вв. до н.э. на Тарбагатае сформировалась культура, идентичная уйсунской культуре.
Материалы антропологических исследований показали общность внешних черт жителей Восточного Казахстана и Жетысу в рассматриваемом периоде.
Это был смешанный европеоидный облик, приближенный к монголоидному типу.
If a building becomes architecture, then it is art
Медиа проект студентки 1 курса Абдибекова Газиза